Главная » Статьи » Статьи о мотоклубах |
Байкеры или рокеры?
Спросите у любого представителя современной молодёжи, как называют тех, кто 4м колёсам предпочитает 2, и он ответит, не задумываясь – «Байкер!». Однако люди старшего поколения могут вспомнить и другое слово – «рокеры». Молодёжь может возразить, что так называют не мотоциклистов, а любителей рок-музыки. Но такой смысл это слово приобрело уже после развала СССР, когда на голову тогдашней молодёжи вылили грязный ушат с помоями американской «культуры». А вот в 80е годы… Тогдашних обывателей в дрожь бросало от одного слова «рокер», а комсомольские «вожаки» пеной исходили на собраниях, пытаясь искоренить «эту заразу» из рядов советской молодёжи. И трусливо жались к заборам, услышав на ночной улице звонкий «голос» ПСа или ЯВЫ. Итак, кто же они - байкеры и рокеры. Первыми байкерами были американские солдаты( в основном лётчики),вернувшиеся домой после Второй мировой войны, и не нашедшие своё место в послевоенном обществе. Именно поэтому в байкерской культуре много элементов, заимствованных у военных. Это и знаки отличия, т.е. «цвета» клуба, и строгая иерархия в клубах и некие клубные тайны, о которых не полагалось знать посторонним гражданам, т.е. «цивилам». Кроме того каждый клуб имеет свой устав - свод правил, обязательных для каждого члена клуба. Из авиации позаимствовано и отношение байкеров к своим мотоциклам – на байке может ездить только его хозяин и никто другой. Яркий пример книги о байкерах – «Ангелы ада» Хантера С. Томпсона. В ней описан отрезок жизни одного из наиболее известных outlow-клубов – «Ангелы ада». Outlow такие клубы назывались потому, что многие из них действительно были не в ладах с законом. Но они не были профессиональными преступниками, которые из своих преступлений извлекают корысть. «Ангелы ада» просто не могли жить по-другому. Многие из них не имели постоянной работы, а многие – и постоянного места жительства, что само по себе могло быть наказано как бродяжничество. Однако эти люди, отброшенные на обочину тогдашней американской жизни, вместо того, чтобы тихо опуститься на дно, сделали из своей отверженности культ. Неприятие обывательской морали они сделали своей философией. А из своих мотоциклов – «Харлей – Дэвидсон», они сотворили идола. И о них узнала вся Америка! Тогдашний рядовой американский гражданин мог обделаться с перепуга, встретившись на пустынном шоссе с «Ангелами» или их «коллегами». Хотя странное дело – все до смерти боялись байкеров, но многие хотели их увидеть, а многие и вступить в их ряды, иногда не смотря на знатное происхождение и обеспеченных родителей. Парадокс?! Что же в это время происходило по другую сторону Атлантики? В Великобритании сформировалась своя мото-культура. Во многом не похожая на американскую. Даже мотоциклы здесь были другие. В Англии нет длиннющих прямых шоссе – хайвэев. Зато в изобилии узких кривых улочек. Есть также остров Мэн, на котором регулярно проводятся гонки без правил. Поэтому чопперы с 2х метровыми передними вилками здесь были не в чести. Бобберы с прожорливыми полуторалитровыми двигателями здесь также не прижились. Типичный «рокерский» мотоцикл – одно- или двухцилиндровая пятисотка с клипонами вместо руля и с минимумом облицовки. Люди, которые на них ездили, тоже были другими. В основном это была молодёжь из рабочих кварталов. Большинство были не бездельниками, а рабочими на многочисленных английских заводах. Но в тогдашнем британском обществе, где происхождение и родительский капитал значили больше, чем личное трудолюбие, шансов добиться успеха у этих молодых людей было немного. Именно поэтому в Британии тех лет появилось столько образцов контркультуры. Здесь и «Битлз» и панк-рок, и, в том числе, и рокеры. Символом свободы для себя они выбрали кафе-рейсер – мотоцикл особой конструкции, приспособленный для максимально быстрой езды по извилистой трассе. Часто гонки на кафе-рейсерах происходили в черте города, что служило причиной недовольства обывателей и полиции. Поэтому за рокерами тоже закрепилась слава врагов общества. Масла в огонь подливало и их вечное соперничество с модами. Моды – также молодые люди, избравшие средством самовыражения 2 колеса. Но, в отличие от рокеров ездили они на скутерах, учились в престижных английских ВУЗах и чаще всего были из обеспеченных семей. Почему же именно рокеры стали образцом для подражания для советской молодёжи? Точного ответа на этот вопрос нет. Но многое можно понять, проанализировав ситуацию с мототехникой в СССР. Какие отечественные мотоциклы чаще всего переделывают в чопперы? «Уралы» и «Днепры». Однако в советские времена тяжёлые мотоциклы, за редким исключением, выпускались с боковым прицепом. Эксплуатировать мотоцикл без «коляски» не разрешалось. К тому же все они состояли на учёте в военкоматах. Да и стоила продукция ИМЗ и КМЗ недёшево. Более демократичным вариантом был ИЖ или ЯВА ( были правда ещё «Восходы» и «Мински», но у молодёжи они не особо котировались ) . А ведь именно когда на рынок вышли ЯВА634 и «Планета-Спорт» в Европе в разгаре была мода на кафе-рейсеры. Даже серийные «Триумфы» и «Дукати» тех лет стилизованы в этом ключе. ПС и ЯВА тоже видимо разрабатывались с оглядкой на моду. К тому же ПС-ка была самым быстрым серийным мотоциклом в СССР (до 100км/ч она разгонялась быстрее, чем ГАИшные ВАЗ 2101). Ну не делать же из неё томный и пафосный чоппер! Есть и другой вариант. В СССР просто не было социальной прослойки бездельников. Ведь занятость была практически стопроцентной. Именно молодые люди из рабочих семей, чьим родителям , в отличие от функционеров КПСС, было не по карману купить любимому чаду надцати лет «Волгу» или «Жигули», и становились владельцами ЯВ и ПС. Что же произошло дальше? Как-то незаметно в прошлое ушли рокеры. Зато в изобилии появились чопперы. Сначала переделки из ИМЗ и КМЗ, потом и фирменная техника. Сейчас на любом региональном мотослёте запросто можно увидеть и «Харлей»-V-rod и «Хонды» и «Кавасаки» и другую технику, бывшую экзотикой в советское время. Вот только ездят на них совсем другие люди. БОМЖам (наподобие изначальных «Ангелов») мотоцикл не по карману. Рабочая молодёжь тоже очень редко может позволить себе технику «made in Japan» ( а уж «made in USA» и подавно). Вот и получается, что современные «байкеры» имеют мало общего со своим прообразом 50х годов. материал из журнала "Мото-лайф" | |
Просмотров: 3440 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | |
| |